Да, я люблю питерское метро. В том числе и за одну его вроде бы маленькую деталь, которая не сразу бросается в глаза. А точнее – в уши. Очень мало кто обращает свое драгоценное внимание, а я вот обращаю. В общем, слушайте.
«Осторожно, двери закрываются!» - это все знают, это такой почти девиз метро, причем любого. Так вот. В московском метро объявляют так: «Осторожно, двери закрываются! Следующая станция Такая-то». В Питере – наоборот: сначала объявят «Следующая станция Такая-то», и только потом, через паузу, сообщат – «Осторожно, двери закрываются!» Пауза, конечно, будет не «МХАТовская» и не «гроссмейстерская», но все-таки она будет.
Вы спросите – какая разница? Вы скажете – не всё ли равно, так или этак, что сначала объявить, а что потом, смысл ведь не меняется?
Для меня лично разница есть. И разница огромная, потому что это – та самая «Разница менталитетов между Москвой и Питером», точно вам говорю!
Представьте себе, как происходит посадка пассажиров в метро московском. Вот все пассажиры несутся по платформе как в жопу ужаленные (этот светлый эпитет я уже использовал, но он настолько хорош и точен, что не грех его использовать и еще раз). Вот из тоннеля со свистом вылетает поезд и, практически еще не успев затормозить, распахивает двери, из которых, как пробка из шампанского, почти на ходу вылетают наиболее спешащие прибывшие, а на смену им тут же начинают лезть в вагон наиболее спешащие уехать. И всё это происходит почти одновременно.
В московском метро пытались внедрить в практику специальные знаки на платформе, чтоб люди не вставали прямо против дверей, но куда там – под ноги же никто не смотрит. В питерском метро, кстати, в этом польза «двойных дверей»: там сразу понятно, где нужно стоять, а где люди будут выходить.
В московском метро висят поясняющие плакаты: дескать, не надо лезть в вагон, если мигает красный свет вокруг дверей, а не то тебе как слону прищемит хобот, дождитесь следующего поезда. Но дело в том, что красный свет начинает мигать практически СРАЗУ, как двери открываются! Это Москва. Здесь нет времени ждать, вообще ни секунды, тем более – пресловутые аж две минуты до следующего.
В московском метро скоро будут напоминать по громкой связи, что сначала люди все-таки выходят из вагона, а только потом заходят, потому что многие уже начинают заходить в вагон сразу, без раздумий и предварительных ласк. Но даже если объявлять, то все в наушниках и все безумно спешат.
В подобной нервной обстановке, само собой, решительно нет времени на долгие разговоры с уважаемыми пассажирами. «Следующая станция Такая-то» раздается еще на подходе, «Осторожно, двери закрываются!» звучит уже на отправке, кто не туда сел, кто не в ту сторону и вообще не на той станции, кого зажало дверями, у кого снаружи (или внутри) остался рюкзак или даже голова – это всё неважно, потому что ВРЕМЕНИ НЕТ. Вообще. И состав, клацая на ходу дверями как голодный волк клыками, стремительно уносится к новым приключениям...
В Питере – всё ровно наоборот! В Питере – всё происходит чинно и благородно.
Досточтимые петербуржцы спокойно располагаются по всей длине платформы, для более равномерной посадки. «Двойные двери» подсказывают им правильное положение ног и туловищ, чтобы не мешать выходящим. Спокойно подходит поезд. Двери открываются, пассажиры спокойно осуществляют выход из вагона.
Далее столь же степенно производится посадка. Все спокойно заходят в вагон и рассредоточиваются, не забывая уступать места пожилым, пассажирам с детьми и беременным женщинам.
Далее спокойно звучит: «Следующая станция Такая-то». И – пауза.
В том числе и для москвичей. Есть время, если что, сообразить, что ты сел не в ту сторону, или даже вообще находишься не на той станции, и исправить возможную ошибку. И только после этого – «Осторожно, двери закрываются!»
И еще пауза. И только после этого – двери действительно наконец-то закрываются. Можно спокойно ехать. Никто не спешит. И, что характерно – никто при этом не опаздывает!
...Младший сынок, рассматривая однажды фотки «двойных дверей», задал разумный вопрос:
- А что будет, если поезд проедет двери и встанет наперекосяк?
Ну, совсем уж наперекосяк встать автоматика не позволит. Но случается так, что вагонные двери открылись – а двери на платформе нет, ну бывает, сломалась или на ремонте!
Здесь тоже нужна ПАУЗА. Чтобы до тебя дошло, что дверь на станцию уже и не откроется. А питерцы, заметив твое затруднение, спокойно расступаются, и у тебя как раз есть время добежать до соседней двери! И выскочить. И спокойно услышать позади себя, а не прямо перед носом захлопнувшимися дверями: «Осторожно, двери закрываются!»
Даже так, с паузой. «Осторожно (пауза) Двери закрываются!» Это Питер.
Вот такая маленькая, но очень важная деталь. Да-да, именно – про «разницу менталитетов»!
Нет, я не хочу сказать, что в Питере в метро уж вообще прям совсем никто и никуда не спешит. Бывает, и спешат. Но про это – уже в следующий раз.
Ближайшие к отелю Catherine Art Hotel станции метро, на которых можно убедиться, что всё это действительно так – «Невский проспект» и «Гостиный двор», всего в двух минутах от отеля. С «Невского проспекта» удобно ехать до Петропавловской крепости и Петроградской стороны, от «Гостиного двора» можно отправиться к Александро-Невской лавре, на Васильевский остров, и на Московский вокзал, конечно. И о том, как правильно это сделать, чтобы никуда не спешить и при этом совершенно не опоздать – тоже в следующий раз!