Ну, я рассказывал уже об этой питерской особенности в части нумерации домов и о забавных обстоятельствах, при которых с ней столкнулся и выяснил. Главный вывод – в Питере дома нумеруются не так, как в Москве. В Москве, если встать в начале улицы – то по левой стороне пойдут нечетные номера домов, по правой – четные. В Питере – прямо наоборот: левая сторона окажется четной, правая – нечетной.
Естественно, как настоящий исследователь, я не мог удовлетвориться простой констатацией факта и однажды решил выяснить: кто же, фигурально выражаясь, идет не в ногу, Питер или Москва? И когда и как так вообще получилось?
Окей, раскроем карты, географические, имеется в виду, смотрим.
Например, старинный русский город Ярославль, основанный уже тысячу лет назад. Смотрим внимательно – да, дома идут вполне по-московски, слева 1, 3, 5, справа 2, 4, 6.
Перенесемся вверх по Великой русской реке, в город Тверь. Та же, вполне себе «московская история». Хотя есть и любопытный момент: на набережных дома нумеруются вообще подряд, то есть, по порядку, 1, 2, 3 и так далее. «Муж в дверь – жена в Тверь», не иначе, имейте в виду, если что!
Но далее сместимся по Волге ниже, в Нижний, соответственно, Новгород, и… И в Нижнем дома нумеруются как раз по-Питерски, там тоже по левую руку идут четные, нечетные по правую!
Вот это да.
Но вернемся в Питер и выясним, когда вообще на домах стали появляться привычные нам номера.
В стародавние времена, как мы знаем, для ориентации на местности чаще всего использовались имена домовладельцев и яркие архитектурные объекты поблизости. «В Санкт-Петербурге, у Цепного моста против Пантелеймона в доме г-на Оливье» - сообщает в одном из писем свои координаты Александр Сергеевич Пушкин, и, в целом, понять и отыскать его при необходимости можно.
Первые таблички с названием улиц повелела разместить в городе матушка Екатерина Вторая: «Прикажи на концах каждой улицы и каждого переулка привесить доску с именем той улицы или переулка, и на нашем, и на немецком языках… У коих же еще нет имян, то изволь окрестить…» Прекрасное управленческое решение Государыни, а с учетом обязательного двуязычия – еще и весьма прогрессивное! Но до нумерации в нынешнем смысле было еще далеко. В том смысле, что номера на некоторых строениях уже были, но общего порядка в том не было, и в каждом условно микрорайоне тогдашней столицы система присутствовала своя.
Привести дела в полный порядок решено было в 1834 году (а письмо свое Пушкин пишет в 1833 году, потому и пользуется еще старинной методой). Согласно новым правилам, дома получали «сквозные», то есть по порядку номера, причем отсчет велся от Невы, и от других рек и каналов, что весьма разумно. И, что характерно – в тот год дома пронумеровались по-московски, слева нечет, справа чёт!
Что стало причиной еще одной реформы в 1858 году – вероятно, историкам еще предстоит детально разобраться. Но как раз в тот год питерская нумерация и трансформировалась в тот самый вид, который существует и поныне!
На самом деле, с точки зрения москвичей, это не единственная милая такая странность в питерской географии. Слушайте еще.
Мысленно перенесемся на Васильевский остров, каковой остров, как известно, весьма насыщен Линиями, числом доходящим до тридцати. Опустим сейчас всю интереснейшую историю их появления, отметим главное: Линия – это та же улица, но только одна сторона той улицы – это одна Линия, а вторая сторона - уже следующая. То есть, улица одна, а Линий на ней две.
Это еще не весь «изюм». Как с точки зрения обычного человека должны такие Линии считаться? 90% людей скажут: «Ну как, Первая и Вторая, Третья и Четвертая… а как еще?»
Да вот в Питере не так! Линия идут так: 2 и 3, 4 и 5, 6 и 7 – ну и так далее. А напротив самой 1-й Линии идет… нет, не Нулевая: Кадетская. Но тоже неплохо.
Соединяя все особенности вместе – в результате на Нечетных линиях находятся строго чётные дома, а на всех Нечетных Линиях номера домов исключительно четные! Очень удобно запомнить, уверен, теперь ни на Васильевском острове в частности, ни во всем Питере в целом вы ни за что не заблудитесь, даже если вдруг откажут все навигаторы!
А теперь – самый удивительный факт. «Разрыв шаблона», «Потрясение основ», и так далее. Потому что в современном Питере на самом деле есть несколько улиц, которые… барабанная дробь!... Которые нумеруются по-московски, слева нечетные, справа четные! И четыре из этих улиц, Свеаборгская, Сызранская, Севастопольская и улица Типанова – находятся в Московском районе! В Московском, Карл! Вот, извольте убедиться.
«Простое совпадение? Не думаю»
Тут у внимательного, вдумчивого исследователя питерской географии непременно возникнет вот еще какой хороший вопрос. А как обстоит дело в пригородах Питера? И, скажем, если следовать на поезде из Москвы в Петербург – то в каком населенном пункте «московский стиль» меняется на стиль питерский? Но об этом – уже в следующий раз!
Пока еще раз короткое «саммари»: на подавляющем большинстве улиц Санкт-Петербурга левая сторона – четная. И мой любимый питерский отель Catherine Art Hotel на Невском проспекте, 32 – находится на левой, «солнечной» стороне Проспекта, если идти по нему от Дворцовой площади. И вам тоже – приятных и познавательных прогулок и путешествий по Питеру и Невскому.